Информация о системе обеспечения психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, а также оказания психолого-педагогической , медицинской и социальной помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Психолого-педагогическое сопровождение
учебно-воспитательного процесса.
Если педагогика хочет воспитывать человека
во всех отношениях, то она должна узнать его
также во всех отношениях.
К. Д. Ушинский
Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой мере учитель и воспитатель располагают сведениями о том, что знают и умеют дети. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.
Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.
Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
(Таблица психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса)
Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания, в частности — при организации психолого-медико-педагогического консилиума. Консилиум также взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомит психологов со спецификой школьной программы, педагогам раскрывает психологические истоки успешности (или неуспешности) учеников.
В течение учебного года ПМПк работает в соответствии с планом: принимает участие в работе и знакомится с результатами обследования и рекомендациями Областной ПМПК. Специалисты консилиума проводят плановые обследования учащихся, обрабатывают информацию, поступающую от социальных педагогов о социально-бытовых условиях, в которых проживают учащиеся, готовят заключения, принимают участие в плановых заседаниях ПМПк по темам: «Адаптация первоклассников в школе и определение индивидуального маршрута обучения», «Адаптация учащихся пятых классов при переходе из начальной школы в среднее звено», «Перспективы профессионального самоопределения учащихся девятых классов» и другим (см. схему). По запросам работников образовательного учреждения или родителей (законных представителей) учащихся готовят внеплановые заседания ПМПк. В течение учебного года проводится посещение уроков, внеклассных занятий, кружков, секций с целью контроля за выполнением рекомендаций ПМПк, соблюдением охранительного режима на занятиях и во внеурочное время и оказания методической помощи учителям и воспитателям, обеспечивают руководство психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.
В конце учебного года проводится итоговое заседание ПМПк по теме: «Анализ работы ПМПк за год».
СХЕМА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Мы считаем, что в командной работе специалистов на ПМПк реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный.
Междисциплинарный принцип при оценке психического развития предусматривает необходимость коллегиальной выработки общих подходов к диагностике, а также обязательность преломления (а может быть, и коррекции) мнения, сложившегося о ребенке у каждого специалиста с учетом данных и их трактовки, полученных от коллег.
Из вышесказанного следует, что как мультидисциплинарный, так и междисциплинарный принципы командной работы специалистов ПМПк ставят во главу угла не только образовательную, но в большей мере — специальную коррекционно-развивающую работу с ребенком, работу с его семьей, их комплексное сопровождение, что в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении всех его прав.
План социально – педагогической работы общественного инспектора
МОУ «Важгортская СОШ» на 2015– 2016 учебный год
Цель: обеспечить учащимся социально – педагогическую поддержку, их развитие, воспитание, образование.
Задачи:
1. Изучение психолого – медико – педагогических особенностей личности обучающихся, её микросреды, условий жизни.
2.Выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
3. Взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.
4. Профилактика асоциального поведения, преступности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Основные направления деятельности:
- исследовательская;
- практическая;
- образовательная.
1. Исследовательская работа
Содержание работы
|
Ответственные участники, привлечённые к работе |
Срок исполнения |
Опросы родителей и учащихся, анкетирование |
Классные руководители |
В течение года |
Наблюдение |
Классные руководители |
В течение года |
Беседы |
Классные руководители |
В течение года |
2. Практическая работа
Содержание работы
|
Ответственные участники, привлечённые к работе |
Срок исполнения |
2.1.Работа с учащимися |
|
|
Оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций |
Классные руководители |
В течение года |
Индивидуальные профилактические беседы |
ОИпДН, Совет профилактики |
В течение года |
Индивидуальное консультирование учащихся по личным вопросам, проблемам |
Классные руководители |
В течение года |
Вовлечение учащихся в деятельность кружков, секций по интересам |
Классные руководители |
Сентябрь – октябрь |
Выявление несовершеннолетних группы «риска» |
Классные руководители |
Сентябрь |
Организация оказания индивидуальной помощи в учёбе |
Классные руководители, зам. дир. по УВР |
В течение года |
Контроль за посещаемостью учебных занятий |
Классные руководители |
В течение года |
Разъяснительная работа по вопросам правопорядка, профилактика предупреждения экстремистской деятельности |
ОИпДН, классные руководители |
2-3 раза в год |
2.2. Работа с родителями
Проведение тематических родительских собраний |
Классные руководители |
4 раза в год |
Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, повышение уровня правовой грамотности родителей |
Общ. инспектор |
В течение года |
Вовлечение родителей в социально-педагогическую деятельность |
Классные руководители |
В течение года |
Посещение семей |
Классные руководители |
В течение года |
2.3. Взаимодействие с другими службами
Расширение зоны привлечения различных структур при разрешении социальных проблем семьи и подростка. Вооружение семьи адресами учреждений, оказывающих социальную, психологическую, медицинскую, правовую помощь. |
специалисты, зам. директора по ВР |
В течение года |
Консультация специалистов с родителями и детьми |
специалисты |
В течение года |
2.4. Мероприятия и методическая работа
Участие во всех межведомственных операциях, акциях |
Зам. дир. по ВР, общ. инспектор, ОИпДН, члены род. комитета |
В течение года |
Подготовка и проведение малых социально-педагогических консилиумов. |
Зам.дир. по ВР, общ. инспектор |
В течение года |
Проведение бесед по профилактике девиантного поведения, здорового образа жизни, консультации учителей – предметников по вопросам воспитания учащихся. |
Зам. дир. по ВР, общ. инспектор |
В течение года |
Подготовка и проведение групповых собраний учащихся при решении социальных проблем в конфликтных ситуациях. |
Администрация ОУ, классные руководители |
В течение года |
2.5. Работа с документацией
Ведение социальных карт семей |
Классные руководители |
В течение года |
Ведение тетради регистрации посещений и бесед с учащимися и родителями |
Общ. инспектор |
В течение года |
Своевременное оформление отчётов, справок, протоколов Совета профилактики |
Общ. инспектор |
В течение года |
Составление банка данных на учащихся с девиантным поведением |
Общ. инспектор, зам.дир. по ВР |
В течение года |
3. Образовательная
Содержание работы |
Ответственные участники, привлечённые к работе |
Срок исполнения |
Участие в районных семинарах |
Общ. инспектор |
В течение года |
Пополнение педагогической копилки общественного инспектора |
Общ. инспектор |
В течение года |