Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 07.05.2024, 16:38

МОУ "Важгортская средняя общеобразовательная школа&q...

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воспоминания выпускников

Им повезло дважды.
Тем , кто пришел учиться в 8 класс, открывшийся в 1952 г. в Важгортской семилетке. Первое везение- приток на Удору свежих сил молодых педагогов из разных городов страны, второе и главное – приход в их школьную жизнь Феликса Федоровича Перчёнка. С этого момента все у них пойдет по- другому Уроженец города Иваново-Вознесенска Ф.Ф.Перчёнок перенял тягу к преподаванию от своего отца- преподавателя высшей школы, репрессированного в 1937г. Окончив литературный факультет Ленинградского пединститута имени А.И.Герцена, поехал «сеять разумное…» в Коми АССР, попросив направить его « в самую глушь». Так он оказался на окраинной Удоре, а в книге приказов по Удорскому РОНО появилась запись: «Перчёнка Феликса Фёдоровича… назначить преподавателем русского языка Важгортской СШ» Но кроме русского языка и литературы, пришлось преподавать и географию, а также принять классное руководство в 8 классе.  Понимал ли Ф.Ф.Перчёнок, как будет непросто выпускнику ленинградского вуза в сельской школе учить русскому языку коми детей? За первый пробный диктант класс получил череду « двоек», которую украшала единственная « тройка». Ф.Ф.Перчёнок учил русскому языку коми детей, а сам учился у них языку национальному, попросив учеников разговаривать в его присутствии по коми. В его комнате появились листочки с коми словами. И по прошествии года учитель вполне понимал родной язык своих подопечных.       Педагогический замысел Ф.Ф.Перчёнка был намного шире традиционного преподавания. Можем предположить, что его мечта о школьном предмете «мировидение» будет апробирована именно в Важгорте . Ф.Ф.Перчёнок ратовал за комплексный подход к обучению, разнонаправленность развития детей в школе. Но это налагало высокие требования на учителя, и не всякому педагогу было по плечу.  Его уроков ждали, к его словам прислушивались. Любимый им Маяковский так и остался в памяти сельских учеников в образе Ф.Ф.Перчёнка, читающего стихи поэта.  Вечерами тесно было в доме, где жил учитель. Среди громады книг и скромной обстановки ученики по очереди читали программные произведения русской литературы. Предмет «иностранный язык» отсутствовал в сельской школе, и азы немецкого дети постигали со своим учителем после уроков. Традицию  танцевать на большой перемене ввел в Важгортской школе тоже Ф.Ф.Перчёнок, обучал танцам своих учеников. Развитие личности сельских детей проходило и в атмосфере самодеятельных театральных постановок ( сценарии писал сам Феликс Федорович). «Молодая гвардия», « Аттестат зрелости»,- с которыми ездили школьники по окрестным деревням.И вместе с тем его никогда не отпускала забота о тех,  кого ему доверили учить видеть мир: есть ли у учеников теплая одежда на зиму, хватает ли дров? При этом никаких поблажек в обучении, никаких скидок. В 10 класс « проскочило» лишь 13 человек  (большая часть девятиклассников осталась на второй  год из-за предмета « русский язык»  Летом 1954 года было решено организовать 35-дневный туристический поход по маршруту Важгорт- Каменка -Архангельск- Холмогоры- Сольвычегодск-Айкино- Кослан-Важгорт. Поход задумывался не только для организации отдыха детей, но и для изучения природы Европейского Севера, а также обогащения кабинетов химии и биологии наборами минералов, гербария. Начальником похода был назначен Ф.Ф.Перчёнок, его заместителем – председатель ученического комитета Ростислав Павлеков. Двенадцать учащихся 8-9х классов  во главе с учителем должны были покинуть Важгорт 14 июня в 18 часов, точно пройдя по намеченному пути. Заглянем в приказ по школе по этому поводу: «Все участники похода должны всегда и везде помнить, что они представители советской школы, представители коми народа, должны высоко держать часть своей школы и своего народа». На Ф.Ф.Перчёнка возлагалась ответственность за здоровье детей, соблюдение и точное выполнение маршрута.   Это путешествие, пожалуй, не имеет аналогов в школьной практике ни по продолжительности, ни по географическому охвату, ни по дерзости замысла учителя. На двух весельных лодках Ф.Ф. Перчёнок повел детей вниз по Вашке, заранее зная, что нарушит приказ и изменит маршрут.    На пересечении границы Удорского района он сообщил , что поход, намеченный до Архангельска, будет  продлен заездом  в Ленинград. На известном в 1950-е годы пароходе « Комсомолка», курсировавшем по Вашке и Мезени, добрались до Каменки. Там прожили пару дней, но на пароход до Архангельска опоздали. Следующий рейс ожидался лишь через неделю, и Ф,Ф. Перчёнок обратился к капитану грузового « Академика Королева» с просьбой добросить до Архангельска. В Архангельске остановились в Доме пионеров, за неделю обошли все крупные предприятия города. А затем по железной дороге двинули в Ленинград.  Северная столица ошеломила юных путешественников. До этого момента они и  в райцентр из Важгорта не выезжали, а тут- Ленинград. Благо, было, где остановиться- квартира невесты Феликса Федоровича временно пустовала, и две недели пребывания в городе на Неве прошли без заботы о месте ночлега. Досконально знавший Ленинград Ф.Ф.Перчёнок показал ученикам все его удивительные уголки, обойдя и исторический центр, и пригороды. Но на этом поход не закончился. Вокзал. Поезд. Впереди был Киев, Крымский полуостров, необычная для северного глаза природа юга России, острая нехватка денег. На финансирование похода Удорский РОНО выделило деньги, скудную часть средств дали родители. Но собранная сумма предполагалась на обеспечение иного маршрута. Путешествие же, задуманное Ф.Ф. Перчёнком, требовал дополнительных средств на транспорт, питание… Когда позади будут долгие километры путешествия, ученики, наконец, догадаются, отчего их учитель всегда ходил в одном костюме и вел столь скромный быт. Деньги, собранные за два года работы в школе, Ф.Ф.Перчёнок уже тогда, в 1952-м, задумал потратить на поездку по стране со своим классом. На гостиницу в Киеве, конечно, рассчитывать не приходилось. Но с собой были палатки и вдоволь места для устройства лагеря. Обосновались на небольшом островке по другую сторону Днепра. Здесь важгортские школьники продолжили постигать опыт походной жизни с обязательными для всех дежурствами. И вновь никаких поблажек со стороны учителя. Разжечь костер, собрать нехитрый обед, принести воды в лагерь – обязанность любого члена команды. Боязливая Лида Амосова узнает позже, как охранял ее издали учитель поздним вечером, послав за водой, зная, как она боится темноты. Преодоление – одна из основ воспитания в практике Ф.Ф.Перчёнка. Юные важгортцы многое познали впервые в этом походе: определять направление ветра, ставить палатки, поддерживать огонь, подниматься на возвышенности, гнать страх, не замечать усталость. Впервые дети из национальной глубинки попробовали невиданные ранее помидоры, увидели море. Это тоже часть того самого « мировидения». Из Киева пароходом « Шевченко»   ( низшим классом) отправились до Одессы, пробыв там два дня, далее снова морем в Ялту. Там разместились в колхозном саду в палатках .Работники сада, узнав, откуда прибыла компания, не видевшая южных фруктов, разрешили: «Ешьте, сколько угодно!» Через три дня им предстоял пеший поход до Симферополя. Под палящим июльским солнцем. С рюкзаками, в сапогах.   Из Симферополя надо было двигать домой. На билеты до Москвы деньги оставались. А в Москве пришлось обратиться за помощью в ЦК комсомола. Там, конечно, помогли, предварительно отругав учителя « за издевательства над детьми». Благополучно добравшись до станции Микунь, далее идти пришлось пешком. За недельный переход Микунь – Важгорт не раз наваливалась усталость, но уныние никогда. Намеченный администрацией школы 35- дневный поход растянулся в долгое путешествие, завершившееся за неделю до начала нового учебного года. Школьники привезли гербарий из знаменитого Никитского ботанического сада  (бывший « Казенный Императорский Таврический ботанический сад»), массу фотографий, груду впечатлений. Второй этаж Важгортской школы был обклеен газетой с фотоотчетом о путешествии.     Администрация осталась недовольна действиями Ф.Ф.Перчёнка. За « выдающийся поход» он чуть было не лишился работы. К обвинениям в самовольстве позднее добавился выговор « за безответственное отношение к воспитательной работе» , несвоевременное заполнение классного журнала. Ф.Ф.Перчёнок же, перегруженный работой со школьниками ( объем груза он определял сам -  не по должности классного  руководителя, но по званию – Учитель), просто не успевал переносить из своих тетрадочек оценки в журнал, часто пренебрегая этим формальным признаком успешной работы преподавателя. Между тем , в декабре 1954 г возник приказ по школе « О халатном отношении  к выполнению своих обязанностей преподавателем Перчёнком Ф.Ф». Дело Ф.Ф.Перчёнка было передано на обсуждение совета РОНО и Министерства просвещения Коми АССР. Зимой в школу зачастили комиссии. Затем появилась статья в « Красном Знамени». И в ней , конечно, о Ф.Ф.Перчёнке. Его десятиклассники с карандашом читали статью, тут же подчеркивая места своего несогласия с авторами. Решено было написать письмо в министерство просвещения в защиту своего учителя.  Что тут сыграло: инициатива важгортских школьников, или опасения нарушить учебный процесс в выпускном классе? Неизвестно. Но Ф.Ф.Перчёнка  оставили в покое, дав доработать до конца учебного года.  За три года в Важгорте Феликс Федорович успел многое, став главным человеком в жизни своих учеников – первых выпускников Важгортской средней школы. Покинув республику, он какое- то время  проработал в Хабаровском крае в поисках « своей « школы, а затем вернулся в Ленинград. Впереди у него были домашние семинары по фашизму, встреча с опальным Солженицыным, его теперь уже знаменитое заявление 1992 года начальнику С- Петербургского управления Министерства безопасности РФ с требованием допустить к архивным материалам бывшего КГБ; многолетние искания сведений о репрессированных биологах, геологах, историках, оформившиеся в списки- справочники; надежды создать в коллективной исследовательской работе Словник Словаря репрессированных ученых.  В многолетней практике школьного учителя угадывалось его желание сотворить человека свободного, ищущего, каким был сам Феликс Федорович Перчёнок. Необычный человек, неординарный исследователь, необыкновенный учитель…  


Информация предоставлена народным историко - краеведческим музеем села Важгорт

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024