Одной из задач школьной психологической службы является организация психологической подготовки к экзаменам в формате ГИА и ЕГЭ для успешной сдачи и получения максимально возможных баллов за экзамен выпускниками. При решении данной задачи психологическая служба школы строит свою работу с учетом трех типов трудностей, с которыми сталкиваются выпускники в процессе подготовки к экзаменам: когнитивные, процессуальные и личностные трудности.
Когнитивные трудности представляют собой особенности психического развития, связанные с особенностями переработки информации, особенности развития мнемических процессов, логичности мышления, аттенционных процессов. Психологическая работа по преодолению данного типа трудностей будет направлена на развитие основных психических функций и обучение эффективной работе во время проведения экзамена.
Процессуальные трудности – отсутствие полной и четкой информации по самой процедуре сдачи экзаменов. Знание о процедуре прохождения экзамена позволяет выпускнику быть более собранным во время организационных моментов и во время самого экзамена и подготовиться к возможным трудностям, которые могут возникнуть в процессе прохождения ГИА и ЕГЭ. При реализации данного типа трудностей срабатывает принцип «Предупрежден – значит вооружен». Преодоление процессуальных трудностей обеспечивает пробное проведение экзаменов, выступление выпускников прошлых учебных лет, выпуск различных брошюр, памяток для выпускников, родителей.
Личностные трудности связаны с личностными особенностями развития выпускника – эмоциональная стабильность, интроверсия, организованность работы, уровень тревожности и т.п. Работа по преодолению личностных трудностей будет заключаться в проведении обучающих занятий по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятия тревожности.
Реализация психологического сопровождения подготовки выпускников к экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ ведется по трем основным направлениям: работа с учениками, педагогами и родителями.
Дата
Направление деятельности
Вид работы
Ответственный
Август
Анализ психологического состояния выпускников 2014 года при проведении итоговой аттестации. Выработка решения о коррекционной работе с выпускниками.
Зам.по ВР
Зам по УВР
Октябрь
Психологическая диагностика, направленная на выявление возможных трудностей при подготовке к экзаменам у выпускников.
Психологическая диагностика
Зам.по ВР
Ноябрь
Работа с учителями предметниками:
Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся,
выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ, ГИА
Зам.по ВР
Классные руководители
Декабрь
Подготовка материалов стенда
Подготовка брошюр для детей (9 и 11 классы) и родителей
методическая
Зам.по УВР
Зам.по ВР
Классные руководители
Январь
Подготовка методических рекомендаций учителям – предметникам по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА: дать рекомендации по оказанию помощи детям в период подготовки к экзаменам
Зам.по ВР
Февраль
Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ, ГИА. Оказание помощи по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА
Тест «Стресс». Анкета
Выявление уровня стресса у выпускников Проектирование индивидуального маршрута для подготовки к экзаменам.
методическая
Зам.по ВР
Зам по УВР
Март
«ЕГЭ – проблема или задача?» (для 11 классов)
Практические занятия
Зам.по ВР
Март
Как помочь ребенку справиться со стрессом?
Результаты стресс анкеты. «Как противостоять стрессу».
-проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;
-дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.
Лекция для родителей
Зам.по ВР
Классные руководители
Март - май
«Стресс во время экзаменов».
Цикл тренинговых занятий для учеников 9-х и 11-х классов
Зам.по ВР
Апрель
Обучение методам запоминания, релаксации, методам снятия нервно-психического напряжения (9 классы)
Практическое занятие
Зам.по ВР
Апрель
Педсовет по итогам диагностики и групповых занятий с 9,11- ти классниками
Педагогический совет
Зам.по ВР
Зам по УВР
В течение года
Психологические рекомендации участникам ЕГЭ и их родителям